Новости проекта
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Что нужно знать воспитателю о буллинге

Дата: 29 июля 2021 в 15:16, Обновлено 10 мая 2024 в 13:24

Что нужно знать воспитателю о буллинге

Мировое сообщество признало: дети, которые становятся объектами насмешек и издевательств со стороны других детей, есть практически в любом коллективе, независимо от страны, социального уровня учреждения образования, численности детского коллектива.

До 10% детей (каждый 10 ребенок) регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны сверстников, 26% матерей считают своих детей жертвами издевательств.

Бороться с этим явлением непросто: травля в коллективе – это не одномоментный, быстро проходящий процесс. Унижения могут продолжаться по несколько лет и заканчиваться печально. В группе риска может оказаться практически любой человек.

«Буллинг» (англ. bullying, от bully — «хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник») означает запугивание одного из членов коллектива путем:

- физического (постоянные нарушения личных границ, отбирания игрушек, толчки, дерганье за волосы, драки, подножки, саечки, фофаны, шлепки и щипание, др.);

- психологического террора (насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр., в т.ч. отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой).

Цель преследователей: вызвать страх у человека и тем самым подчинить его себе.

Т.е. основная причина травли – стремление к власти и социальному превосходству, получение одобрения со стороны взрослых.

Педагогу нужно быть очень осторожным в выборе слов, ведь любое неосторожное поведение, жесткая критика или насмешка в адрес ребенка – и остальной коллектив может с легкостью подхватить данное настроение, только остановятся ли дети?

Чаще всего жертвами буллинга становятся дети, отличающиеся от остальных, имеющие дефекты речи, своеобразную внешность, нетипичный стиль поведения или образ жизни, а также просто тихие, застенчивые и не умеющие за себя постоять. Однако даже наиболее уверенный и самодостаточный ребёнок в один момент может из лидера коллектива превратиться в жертву травли. Проблема буллинга долгое время умалчивалась, о ней было не принято говорить, не было даже специального научного термина, так как слово «травля» едва ли можно отнести к терминам.

Нередко можно слышать, что буллинг — это просто проявление естественного процесса взросления: пройдет с возрастом! Но, как свидетельствуют специалисты, те дети, которые были инициаторами буллинга, продолжают демонстрировать свою агрессивность, и став взрослыми; нередко они становятся на криминальный путь. У некоторых жертв буллинга, испытавших горечь обиды, порой надолго сохраняется не только она, но и желание мстить.

Особенно опасен буллинг со стороны девочек. Валери Бесаг (Valerie Besag), проводившая мониторинг поведения выпускников начальной школы на протяжении 16 месяцев, обнаружила, что, если мальчики, избирая какого-то ребенка целью буггинга, демонстрируют только лишь свое физическое превосходство, то девочки начинают против своих жертв настоящую психологическую войну. Сплетни, вербальные оскорбления и бойкоты являются наиболее часто встречающимися формами буллинга среди девочек. Такие повторяющиеся оскорбительные действия могут нанести вред физическому и эмоциональному развитию ребенка, против которого это направлено. Например, у детей, подвергшихся постоянному сарказму со стороны группы в будущем наблюдаются трудности в построении отношений, они склонны к гиперопеке собственных детей и часто становятся жертвами буллинга на рабочем месте.

КАК РАСПОЗНАТЬ ЖЕРТВУ БУЛЛИНГА?

  • ребёнок часто притворяется больным, чтобы не идти в учреждение;
  • он постоянно опаздывает, боится идти один на занятия (на улицу), часто просит его подождать;
  • у ребёнка меняются поведение и темперамент (если раньше он проявлял доброту и инициативу, то сейчас - это замкнутый, одинокий ребенок с признаками высокой тревоги);
  • у него можно наблюдать явные симптомы страха (нарушения сна и аппетита, ночной крик, энурез, заикание и нервный тик, нелюдимость и скрытность, боли в животе);
  • снизились качество и темп освоения знаний ребёнком, он потерял интерес к любимым занятиям;
  • на теле ребёнка заметны постоянные ссадины, синяки и другие травмы, после прогулок у него бывает порвана одежда;
  • ребёнок необычно молчалив, не желает идти на разговор с родителями, педагогическими работниками

Обычно жертвы буллинга взрослым не жалуются: это может грозить тем, что их будут задевать пуще прежнего!

ЧТО ДЕЛАТЬ?

  1. Первое, что следует делать в таких случаях — обращаться к специалистам!
     
  2. Не игнорировать, не преуменьшать значение детского буллинга.

Необходимо, чтобы воспитанники и педагоги пришли к общему пониманию, что буллинг — это проявление насилия, агрессии, требующее неотложного вмешательства со стороны взрослых и поддержки жертвы травли со стороны сверстников.

  1. Занять бескомпромиссную позицию.

Воспитатель или родитель, узнавший о проявлениях травли или ставший её свидетелем, должен занять жёсткую и недвусмысленную позицию по отношению к агрессору и попытаться добиться решения конфликта, рассказав его участникам о возможных последствиях.

  1. Провести беседу с агрессором.

В рамках беседы воспитатель, педагог-психолог, родитель должны объяснить, что в саду не будут терпеть подобное поведение и возможно применение наказания по отношению к сверстникам, занимающимся травлей.

  1. Провести беседу с жертвой.

Беседа призвана, прежде всего, поддержать жертву буллинга, устранить у неё чувства страха и угрозы. Очень важно защитить ребёнка, вселить в него чувство уверенности в своих силах.

  1. Провести беседу с детским коллективом.

Разговор позволяет раскрыть ситуацию насилия, лишить её «покрова тайны», совместно обсудить проблему и тем самым найти пути разрешения конфликта. При этом важно активно использовать потенциал воспитанников, которые ведут себя позитивно.

  1. Проинформировать педагогический коллектив.

Педагогический коллектив должен знать о случаях буллинга и взять ситуацию под контроль.

  1. Пригласить родителей агрессора и жертвы для беседы.

Важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ними, какие есть (или могут быть) тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какой должна быть тактика реагирования.

  1. Заставить агрессора нести ответственность за свои действия.

Он должен принести извинения жертве и восстановить имущество, которое было испорчено или отобрано.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.