ВОСПИТАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В СЕМЬЕ
Путь к правовому государству начинается с повышения правовой культуры всего общества в целом и каждого его члена в отдельности. В настоящее время, в связи с переменами в обществе, бурным ростом законодательного потока, отмечается повышенный интерес населения к своим правам. Особенно важно воспитать у гражданина умение анализировать и оценивать экономическую, политическую, социальную ситуацию в обществе. Повышая юридическую грамотность родителей, способствуем росту их гражданской активности. Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к формированию культурного, активного и законопослушного общества. Право на информацию – одно из основных прав человека, которое гарантируется законодательством любого цивилизованного государства.
В целях обеспечения конституционного права граждан на получение полной, достоверной и своевременной информации правового характера по Указу Президента Республики Беларусь № 338 от 30 июня 1997года в республике был создан Национальный центр правовой информации, который находится в подчинении администрации президента и является центральным государственным научно-практическим учреждением в области компьютерного накопления, хранения, систематизации и предоставлении в пользование эталонной правовой информации на бумажных и электронных носителях.
Право- это система общеобязательных норм поведения, регулируемая законом.
Мораль - нормы и правила поведения в обществе , регулируемые общественным мнением.
И право и мораль осуждают негативные (плохие) поступки , но за нарушение моральных норм чаще всего нет наказания со стороны государства , а нарушение правовых норм влечёт за собой наказание и принуждение со стороны государственных органов защиты правопорядка. Правовая культура - отношение человека к праву , т.е. отношение к системе общеобязательных норм поведения. Чтобы быть грамотным в сфере политико-правовых отношений надо обладать правовой культурой. Правовая культура - составная часть общечеловеческой культуры. В узком смысле слова правовая культура -отношение человека к праву. Основу правовой культуры составляют юридические знания , т.е. знание законов. Так же правовая культура включает правовые чувства , прежде всего , чувство справедливости и чувства уважения к праву. Благодаря правовым чувствам , право приобретает для нас заметную ценность. Мы начинаем переживать , когда беспорядок берёт верх над порядком , своеволие над законом. В конечном счете, у человека развивается чувство законности. Человек с развитыми правовыми чувствами по меньшей мере не станет правонарушителем , а это в наше время не так уж и плохо. Одна сторона правовой культуры - пассивная законопослушность должна дополняться ещё и способностью отстаивать законные права и других людей. И делать это надо цивилизованно. Человек , обладающий развитой правовой культурой, способен помочь людям , попавшим в беду , сделать нашу страну счастливой и процветающей. Однако надо понимать , что правовая культура не дана человеку от рождения , она создаётся постепенно в процессе воспитания , образования , деятельности. Фундаментом правовой культуры являются элементы нравственной культуры : совесть , честь , правдивость , доброта, чувство собственного достоинства. Огромную роль в формировании нравственной культуры играет семья. Именно в семье закладываются основы нравственности . Нравственность (мораль) - это общепринятые правила , образцы поведения в обществе , регулируемые общественным мнением . И где , как не в семье ребёнок впервые знакомится с понятиями «хорошо» и «плохо». Именно родители первыми знакомят своих детей с нормами и правилами поведения в семье , на улице , в гостях , в общественных местах и т. д. Личный пример родителей влияет на формирование жизненного опыта детей, при помощи родителей моделируются ситуации поведения детей в различных местах . Обладая умением слушать , слышать и понимать ребёнка , любящие и эмоционально уравновешенные родители создают благоприятную среду для нравственного развития сына или дочери , для формирования у ребёнка доброго и заботливого отношения к людям. Отсюда следует вывод: если у вас благополучная семья и ребёнок чувствует любовь близких, то вероятнее всего он вырастет добрым , отзывчивым , дисциплинированным. И всё же многие родители недоумевают , когда их ребёнок становиться вдруг грубым и непослушным : «Почему это происходит именно с моим ребёнком?» - спрашивают они себя. Настоящие причины серьёзных нарушений поведения обычно скрыты. А в число трудных детей обычно попадают дети особенно чувствительные и ранимые. Почему? Можно назвать несколько причин:
1. Борьба за внимание - верный способ привлечь внимание вечно занятых родителей - дерзкие выходки. Лучше негативное внимание , чем никакого.
2. Борьба за «победу» - стремление взять верх над родителями возникает , когда ребёнку кажется , что ущемлено его право на самостоятельность и независимость.
3. Желание отомстить - подростки часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть разные : родители ссорятся , более внимательны к другим детям.
4. Сдвиг неблагополучия из одной сферы жизни подростка в другую. Например, у него не сложились отношения с одноклассниками , он не хочет ходить в школу, что приводит к вызывающему поведению дома. Возникает вопрос: « Как же помочь ребёнку?» Прежде всего распознать причину такого поведения через собственные эмоциональные реакции, постараться не реагировать на непослушание привычным образом , т.е. поступать так не ждёт от вас ребёнок, изменить стиль общения. Возможно установить какие - либо семейные правила , традиции, заключить устный договор о выполнении семейных обязанностей по дому. Именно в семье рождается понятие «надо», «необходимо». Ребёнку будет легче в будущем принять правила и нормы , диктуемые обществом , уважительно относиться к закону , обязанностям. Каждая организация , всё общество в целом не могут существовать , если действия их членов не регламентируются установленными правилами и нормами. Дети рождаются в организации под названием «семья» , и по мере понимания правил и способов управления поведением , принятых в семье , в их жизнь приходит ощущение комфорта и безопасности. Правила вносят определённый порядок в обычных ход событий , и дети чувствуют себя намного увереннее , потому что последовательное выполнение установленных правил делает окружающий мир предсказуемым , а это так необходимо детям.( Режим дня ) Большинство детей живущих в упорядоченном и предсказуемом мире , делает всё наилучшим образом , потому что правила и ограничения , оговоренные ясными условиями предполагают образцы поведения ребёнка. Другими словами ребёнок живёт по законам семьи:
1. Единство требований отца и матери, предъявляемых ребёнку.
2. Закон значимости похвалы для ребёнка.
3. Закон трудового участия каждого члена семьи.
4. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
В идеале каждый родитель , воспитывая своего ребёнка , хочет видеть в нём личность , образованного и успешного человека , законопослушного гражданина. А поэтому одной из основных задач воспитания является воспитание правовой культуры у детей, другими словами умение строить отношения в обществе согласно закону этого общества -семья , детский сад, школа , учебное заведение , трудовой коллектив. Способы воспитания правовой культуры у детей в семье.
1 .Устанавливайте ясные и согласованные семейные правила - они необходимы детям , чтобы точно знать , чего от них хотят.
2. Устанавливайте договоренность . Чтобы договор не стал «мёртвой буквой» , он должен включать только то , с чем принципиально согласны и родители и их ребёнок и предусматривать обязательное выполнение условий обеими сторонами.
3.Личный пример родителей - активная жизненная позиция (выбры), соблюдение трудовой дисциплины .
4. Установление границы собственности : чем может распоряжаться ребёнок по своему усмотрению (дарить , обменивать), а чем - нет (в том числе вещами общего пользования).
5.Определяйте круг обязанностей по дому.
6.Учите предотвращать конфликты - выяснить причину, не сваливать всю вину на другого человека , умение прощать и просить прощения.
7. Откажитесь от чрезмерной опеки ребёнка - вы лишаете его права самостоятельного принятия решения , не учите значению слова «последствия»
8. Сдерживайте эмоции и будьте справедливы - не спешите помогать выпутаться из сложившийся ситуации , иногда ребёнку полезно принять всю ответственность на себя.
9. Решайте все проблемы цивилизовано - агрессия порождает агрессию, ребёнок может навсегда запомнить , что сильный всегда прав.
10. Воспитывайте культуру поведения.
Уважаемые родители!
Нет ничего более ценного для каждого родителя, чем благополучие ребенка и его безопасность. Семья для ребенка является первым институтом социализации. Именно в семье он получает первые навыки общения с окружающим миром, «впитывает» правила поведения и нормы, установленные в обществе. Ответственность родителей за воспитание и содержание детей закреплена в нормативных правовых актах Республики Беларусь. Существует административная, уголовная и гражданская ответственность. В статье 32 Конституции Республики Беларусь указано, что: «Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию». Ответственность семьи за ребенка закреплена и статьей 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»: «Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе. Законные представители обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами». Статьей 17.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность родителей за неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища. В случае неисполнения таковых обязанностей предусмотрена ответственность обоих родителей в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до двух базовых величин. За те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, наступает ответственность в виде штрафа в размере от двух до пяти базовых величин. Частью 5 статьи 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» закреплено, что: «В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь», то есть за совершение ребенком, не достигшим возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления, предусматривается административная ответственность родителей или лиц, их замещающих. Ответственность в данном случае наступает по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Правонарушение, предусмотренное данной статьей, состоит в бездействии родителей или лиц, их заменяющих, т.е. когда они не выполняют обязанности по воспитанию детей, а именно не заботятся о нравственном, духовном и физическом развитии детей, укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения образования, успешного обучения и т.д., чем не выполняют требования, закрепленные статьей 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, что повлекло совершение детьми, не достигшими возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления. За его совершение предусмотрено административное взыскание в виде предупреждения или штрафа в размере до десяти базовых величин. За то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, предусмотрено взыскание в виде штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин. При этом протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, составляются в отношении обоих родителей. Согласно статьи 943 Гражданского кодекса Республики Беларусьматериальный или моральный вред, причиненный действиями несовершеннолетнего лица в возрасте от 14 до 18 лет, подлежит возмещению непосредственным причинителем вреда. Законные представители этого лица, несут ответственность в том случае, если у несовершеннолетнего нет достаточного заработка или имущества для возмещения вреда. Обязанность родителей (усыновителей, попечителя) по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия, либо в случае, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность. Также следует учитывать, что в соответствии со статьей 944 Гражданского кодекса Республики Беларусь ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним, может быть возложен судом на родителя, лишенного родительских прав, в течение трех лет после лишения родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей. Кроме обязанности заниматься воспитанием ребенка, родители обязаны и содержать его. Статья 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает ответственность за уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении. В случае уклонения родителей более трех месяцев в течение года от уплаты по судебному постановлению средств на содержание несовершеннолетних или совершеннолетних, но нетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи детей может быть назначено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года. За уклонение родителей от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, предусмотрено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года. По ч.3 ст.174 УК, за вышеуказанные деяния, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, наступает ответственность в виде исправительных работ на срок от одного года до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок от одного года до трех лет, или лишение свободы на срок до двух лет. К сожалению, следует констатировать, что ежегодно в нашей стране от внешних причин гибнут дети. Причиной тому не только детская беспечность, но и безответственное поведение самих родителей. Именно поэтому статьей 159 Уголовного кодекса Республики Беларусьвведена ответственность за оставление в опасности. За заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, предусмотрена уголовная ответственность в виде ареста или ограничения свободы на срок до двух лет. В случае заведомого оставления в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние,– наступает уголовная ответственность в виде ареста на срок до шести месяцев или лишения свободы на срок до трех лет. Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь, в том числе Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», в соответствии с которым, дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении. Уважаемые родители! Помните, благополучие ваших детей зависит от вашей активной жизненной позиции, желания создать для ребенка безопасную среду, воспитать его достойным гражданином нашей страны.