Ни для кого не секрет, что экологические проблемы непосредственно связаны с уровнем образования населения. Его недостаточность или полное отсутствие порождают потребительское отношение к природе. Именно поэтому важнейшим аспектом в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли является экологическое воспитание всего населения. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время – это основа формирования нового образа жизни.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. Психологи утверждают, что первые семь лет в жизни ребенка являются периодом его бурного роста и интенсивного развития, около 70% отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве, а в течение дальнейшей жизни только 30%. В это время закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Другими словами, в дошкольном детстве происходит становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды и осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Вместе с тем, чтобы полноценно осуществлять экологическое образование детей дошкольного возраста, система работы в учреждении дошкольного образования должна сочетаться с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья дает детям первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира, что становится возможным при реализации проектов.
В основе практической реализации областного творческого проекта «Формирование экологической грамотности воспитанников 4-7 лет посредством проектной деятельности» лежат основные направления совместной деятельности воспитанников, педагогов и родителей: изучение видового разнообразия животных и растений, энергосбережение, минимизация отходов, которые реализовываютя с помощью метода проектов, что позволяет достигнуть поставленной цели, а именно формирование экологической грамотности детей 4-7 лет.
Педагогами учреждения в рамках реализации проекта разработаны методические материалы практического характера.
Тематическая неделя “В гостях у Сберегайкиˮ (для детей старшего дошкольного возраста)