Суицид – одна из основных причин смерти у сегодняшней молодежи.
Суицид является "убийцей № 2" молодых людей в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. "Убийцей № 1" являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению же специалистов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. Иногда смертный случай признается суицидом лишь в том случае, если покончивший с собой оставил предсмертную записку, однако большинство тех, кто решил расстаться с жизнью, записок, как правило, не оставляют. Иногда нельзя точно сказать, явилась та или иная насильственная смерть самоубийством, поэтому в графу "суицид" попадают лишь те случаи, которые не вызывают никаких сомнений.
Как правило, суицид не происходит без предупреждения.
Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей оказывается в курсе дела всегда.
Суицид можно предотвратить. Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно. Считается также, что если подростку не удалось покончить с собой с первого раза, он будет совершать суицидальные попытки снова и снова, до тех пор, пока не добьется своего.
В действительности же, молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой всего один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени – от 24 до 72 часов. Если же кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то вероятнее всего, снова покушаться на свою жизнь они не будут.
Признаки суицидального поведения:
Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на три группы: словесные, поведенческие, ситуационные.
Словесные признаки.
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
-прямо и явно говорить о смерти: «я собираюсь покончить с собой»; «я не могу так дальше жить».
-косвенно намекать о своем намерении: «я больше не буду ни для кого проблемой»; «тебе больше не придется обо мне волноваться».
-много шутить на тему самоубийства.
-проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки:
1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить дела, мириться с давними врагами.
2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении такие, как:
- в еде – есть слишком мало или слишком много;
- во сне – спать слишком мало или слишком много;
- во внешнем виде – стать неряшливым;
- в школьных привычках – пропускать занятия;
- замкнуться от семьи и друзей и т.д.
3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные признаки.
Человек может решиться на самоубийство, если:
-
Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга, чувствует себя отверженным;
-
Живет в нестабильном (серьезный кризис в семье – в отношениях к родителям или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);
-
Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
-
Предпринимаемая раньше попытка суицида.
-
Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем - то из друзей, знакомых или членов семьи.
-
Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
-
Слишком критически настроен по отношению к себе.
Рекомендации педагогам в случае, если у ребенка замечена склонность к самоубийству:
-
Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
-
Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
-
Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находящейся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое поведение также может служить основанием для тревоги.
-
Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.
-
Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.
Во время беседы о суициде человека необходимо убедить в следующем:
-
что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент, является временным;
-
что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;
-
что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д.
Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем, же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.
Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетентности и, заинтересованности в его судьбе, готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог или врач). В противном случае, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.
КАК СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ САМОУВАЖЕНИЯ И ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА У ДЕТЕЙ
В школе:
-
Предоставлять реальную возможность в достижении успеха;
-
Проявлять постоянный интерес к ребенку, принимать и поддерживать его начинания;
-
Обращать внимание на положительные стороны его характера, не подчеркивая прошлых ошибок и проступков;
-
Постоянно одобрять, ободрять, хвалить ребенка, не быть никогда критичным, циничным по отношению к нему;
-
Предупреждать неуверенность ребенка, боязнь ошибок и неудач, нового дела, выбирая посильные для него задания;
-
Уметь ставить реальные для него цели и давать реальную оценку его достижениям и успехам.
Рекомендации по профилактике суицидального поведения:
• установите заботливые взаимоотношения с ребенком;
• будьте внимательным слушателем;
•будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации;
• помогите определить источник психического дискомфорта;
• вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно;
• помогите подростку осознать его личностные ресурсы;
• окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее;
• внимательно выслушайте подростка!