Новости проекта
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Консультация для родителей «Развитие творческого воображения ребенка дошкольного возраста»

Дата: 9 ноября 2021 в 10:28, Обновлено 9 ноября 2021 в 10:31

Возможность создавать что-либо новое, необычное закладывается в детстве, через развитие таких высших психических функций, как мышление и воображение. Воображение – это способность создавать новые образы путем переработки предшествующего опыта, воспоминаний о разных ощущениях и чувствах, это способность видеть мир многогранно и широко. Развитие воображения у детей – очень важная задача родителей. Воображение можно и нужно развивать и, чем раньше начать над этим работать, тем лучше. Наиболее интенсивно работает и поддаётся совершенствованию воображение в возрасте от 5 до 15 лет. Позже, происходит снижение возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и открытиям.

Виды воображения:

Воссоздающее – образ формируется на основе услышанной истории или самостоятельно прочтённой книги. Поэтому, чтение книг имеет немаловажное влияние на развитие воображения ребёнка.

Творческое – ребёнок начинает фантазировать без опоры на какие-либо факты, только с помощью своего ума. Это самый продуктивный вид воображения, развитием которого и следует заниматься.

Неуправляемое – это то, что называют «буйной фантазией», несуразностью, набором несвязанных нелепиц. Ребёнок настолько верит в созданные фантазией образы, что начинает жить в придуманном мире и отстаивает его реальность. Этот вид воображения часто свойствен неуравновешенным детям, живущим в проблемных семьях.

Этапы развития воображения:

• Этап игрового действия

В раннем возрасте мы говорим только о предпосылках воображения, которое зарождается в игровых действиях с предметом. Сначала малыш не откликается на предложенные взрослым замещения реальных предметов (не принимает кубик вместо стульчика). Постепенно в процессе игрового замещения ребенок все больше подражает взрослому и, наконец, наступает момент, когда он использует в игре собственные замещения. В этом проявляются первые признаки воображения, которое пока функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними.

• Этап преобразования мира

В начале (3-5лет) дети еще очень нуждаются в наглядности при создании новых ситуаций в игре или восприятии литературных текстов. Но уже скоро их представления позволяют видеть ситуацию глазами не только разных людей, но и животных и даже предметов. Ребенок 5-ти лет очень четко отличает реальное от нереального, понимает, что может и не может быть. Его жизненный опыт постепенно делает воображение критичным, он чувствует меру, за которую не должно переходить воображение. На этом этапе воображаемое ребенком почти полностью совпадает с образами памяти, т.е. воображение носит преимущественно воссоздающий характер.

• Создание воображаемых миров

В возрасте 5-7 лет дети создают целые воображаемые миры, населенные различными существами, с которыми у ребенка сложные и многоплановые взаимоотношения. Такие «миры» - прямое отражение внутренних потребностей и переживаний ребенка. По содержанию детских фантазий этого возраста можно судить о психическом неблагополучии, особенно если фантазии имеют устойчивый, навязчивый характер. Создавая новый образ, дети планируют процесс, начиная с замысла, и сознательно используют специфические средства и приемы.

Условия правильного формирования творческого воображения у детей.

Задатки творческого воображения присутствуют практически у всех детей дошкольного возраста, однако оно не способно развиваться самостоятельно: для успешного и правильного формирования творческой личности ребенка необходима благоприятная почва.

Так, на начальных этапах становление творческого воображения у детей проходит под влиянием взрослых: родители и педагоги помогают ребенку в накоплении опыта и подталкивают его к произвольному созданию образов. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает проявлять воображение самостоятельно, максимально индивидуализируя процесс своего творчества, опираясь только на собственные знания и ощущения.

Одним из наиболее важных шагов на пути к правильному формированию воображения и раскрытию творческого потенциала ребенка, как ни странно, является его раннее физическое развитие. Так, накопить опыт, приобрести множество новых знаний об окружающем мире помогут занятия гимнастикой, плаваньем и другими видами активностей.

Кроме того, важную роль играет обстановка, в которой находится ребенок. Желательно, чтобы игры, круг общения и другие сферы его жизни немного опережали его собственное развитие, стимулируя тем самым к ускоренным темпам ознакомления с окружающей средой, быстрому приобретению новых знаний и навыков.

Еще одним необходимым условием формирования воображения у ребенка является свобода его творчества. Необходимо предоставлять ребенку самостоятельно выбирать вид творческой деятельности, чередовать занятия и контролировать их продолжительность. Одним словом, создавать благоприятную почву для творчества, не допуская, чтобы ребенок переутомился и процесс преобразования воображения в активное творчество стал вызывать негативные эмоции.

Именно удовольствие от процесса создания образов в воображении и последующее воплощение их посредством творчества является залогом полноценного самовыражения. При этом важно следить, чтобы характер творческого процесса требовал от ребенка максимальной концентрации и напряжения.

Важным условием для развития творческой личности, реализации творческого потенциала является и комфортная психологическая атмосфера, в которой растет и развивается ребенок. Задача взрослых – обеспечить ребенку чувство защищенности, спокойствия и поддержки в процессе творческих поисков. Дошкольник должен иметь достаточно свободного времени для самореализации и самовыражения. Не следует критиковать проявления детского воображения и результаты его творчества, терпеливо относясь к его выдумкам и с участием принимая его творческие неудачи.

Обучение и воображение

Любое обучение неразрывно связано с воображением, поскольку невозможно без  способности представить что-то, оперировать абстрактными образами и понятиями. Воображение является некоторым мостиком между мышлением и познанием. Важно научить ребенка использовать разные по степени сложности замыслы и реализовывать их в продуктивных видах деятельности: рисовании, художественном труде, лепке. Чтобы активизировать работу мышления и воображения необходимо использовать проблемные ситуации, когда нет готового стереотипного решения. Для решения проблемных ситуаций для младших дошкольников очень важен опорный предметный материал, который используется, как заместитель. Например, «как построить домик для собачки, если нет кубиков», при этом в поле восприятия ребенка вносятся коробки, стулья, материя и пр. Для старших детей проблемная ситуация может решаться только в словесной форме, например, что ты будешь делать если окажешься среди великанов.

Задачей взрослого при развитии воображения является насыщение представлений ребенка о мире (воссоздающее воображение) и обучение его способам создания новых объектов (творческое). К некоторым способам творческого воображения относятся:

• Агглютинация или склеивание несоединимых в реальности частей «Я не жаба ,и не зяблик. Я простой зеленый жаблик...»  (из стихотворения Елены Григорьевой)

• Парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или его частей

«От земли и до луны, а потом обратно-Вот как я тебя люблю! Разве непонятно?» (из стихотворения Анны Богачевой)

• Антропоморфизм или одушевление неживых  объектов «На окне сидит пижама, У нее помятый вид, За окном идет панама, Ест орехи и бисквит.» (из стихотворения Тима Собакина).

Формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста имеет важное значение в процессе подготовки ребенка к последующему школьному обучению, поскольку при его отсутствии образовательная деятельность не может проходить в полной мере. Так, воображение помогает представить предметы и явления, которые не встречались ученику в реальной жизни: исторические события, географические объекты, взаимодействие химических элементов и т.д. .

Кроме того, развитие творческой личности ребенка является существенным вкладом в его сбалансированное психо-эмоциональное состояние. Даже если человек не наделен выдающимися талантами в том или ином виде искусства, выражение себя через творчество позволяет выплеснуть негативные эмоции, выразить свои чувства, страхи и переживания.

Благодаря воображению и последующим попыткам передать воображаемые образы посредством искусства ребенок развивает память, внимание, учится анализировать, создавать нечто новое. Во время изобразительной деятельности малыш развивает интуитивное и пространственное мышление, чувство цвета и формы, а сочинение стихов или сказок способствует развитию речевых навыков .

Развитие творческого воображения у старших дошкольников способствует расширению кругозора, совершенствует познавательные процессы, формирует способность мыслить нешаблонно. От того, насколько развиты эти составляющие, во многом зависит не только творческий потенциал, но и весь процесс взаимодействия с окружающим миром ребенка в будущем. Так, способность нестандартно мыслить во взрослом возрасте помогает быстро находить пути решения проблем и творчески подходить к преодолению жизненных трудностей.

Способы развития воображения

Существует много способов развития творческого воображения. Все они вполне доступны родителям, не требуют специальной подготовки, больших затрат или серьёзной предварительной организации. Главное – желание, стремление использовать каждую минуту общения с ребёнком с пользой, внимание к его потребности проявить себя.

Основные виды деятельности, в которых ребёнок старшего дошкольного возраста может активно развивать воображение:

  • Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение.

Примеры игр:

Упражнение «Продолжи рисунок»

Нарисуйте на листе бумаги шесть кружков одинакового размера.

Предложите ребенку дорисовать каждый кружок так, чтобы из них получились разные рисунки. Как вариант – нарисуйте шесть квадратов, попросите ребенка придумать шесть разных рисунков, включающих эти квадраты как часть.

Игра «Волшебные фигуры»

Вниманию ребенка предлагаются разнообразные геометрические фигуры из цветного картона. Задача – придумать во что они могут превратиться.

Игра-упражнение «Придумываем новую жизнь старым предметам»

Творческая задача – придумать необычное применение хорошо знакомым, заурядным предметам. Это могут быть: спичечный коробок, карандаш, зубная щетка, пуговицы, лампочка, пробки от бутылочек из-под сока и пр.

Игра с рисованием «Загадочный зверь элефант»

Творческая задача – придумать и нарисовать животное, которое может носить такое имя, как элефант. В процессе рисования нужно сочинить про него историю, включив в нее описание внешнего вида, место обитания, привычки и т. д.

  • Конструирование
  • Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, раскрашивание, поделки из природного материала).

Например: «На что похожи ладошки?» Предложить ребёнку обвести красками или карандашами собственную ладошку и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птица, бабочка и т. д.). Предложить создать рисунок на основе обведённых ладошек.

  • Чтение художественной литературы

Например: «Сказка наоборот». Назовите ребёнку известную ему сказку. Пусть он расскажет её так, чтобы всё было наоборот: например, заяц гонится за лисой, мальчик - с-пальчик стал величиной со слона и т. д.

«В лесной школе». Расскажите, что в лесной школе учатся разные зверята, у некоторых из них есть прозвища. Попросите ребёнка подумать и объяснить,за какие поступки зверята получили такие прозвища:

- Зайка-зазнайка

- Енот – всё наоборот

- Куница – обидеть мастерица

«О чём рассказала музыка?» Предложите ребёнку послушать классическую музыку, закрыть глаза и представить, о чём рассказала музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

Гуляя на улице, обратите внимание на облака. Часто облака напоминают животных или какие-нибудь предметы. Пофантазируйте с ним.

Советы родителям:

1. Используйте больше наглядных примеров. Рассказывая о дальних странах или волшебных героях, показывайте красочные изображения.

2. Находите реквизит. Изображая с ребёнком каких-то персонажей или готовясь к представлению домашнего театра, найдите дома элементы, которые помогут лучше вжиться в образ. Так ребёнку будет интересней.

3. Позволяйте небольшой творческий беспорядок. Старайтесь не прерывать творческий полёт воображения ребёнка.

4. Хвалите за оригинальность. Отмечайте положительные моменты, которые ребёнок проявляет в игре или при занятии творчеством.

5. Слушайте с удовольствием. Всё, что малыш придумывает, рассказывает – выслушайте внимательно, с радостью. Поддерживайте детский порыв к творчеству, фантазии, и он станет настоящей творческой личностью.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.