Аврамёнок Анастасия Сергеевна
Педагог-психолог
Педагог-психолог в детском саду — это, прежде всего, знающий и понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но и в индивидуальных различиях этих особенностей.
Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель или школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и психолог? А если нужен, то чем он отличается от других специалистов?
В первую очередь психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Психолог не ставит диагноз и не выписывает рецепты. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.
Целю работы психолога в детском саду является, сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)
Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.
Поступая в детский сад родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей, оформив новый документ на психологическое сопровождение.
Деятельность психолога в детском саду направлена на всех участников воспитательно - образовательного процесса:
1. Оказание психологической помощи детям осуществляется в трех направлениях:
- Психологическая диагностика
- Коррекционно-развивающая работа
- Психологическое сопровождение ребенка
Специалист оценивает личностные характеристики малыша, особенности психики и поведения, его природные наклонности, страхи. Зная особенности каждого конкретного ребенка, психолог в детском саду помогает адаптироваться к новым условиям, найти общий язык со сверстниками и воспитателями, решить конфликтные ситуации.
2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей включает в себя:
- Консультирование по проблемам развития ребенка
- Информирование по итогам психологической диагностики и развивающей работы
- Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей
3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников включает в себя:
- Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития
- Психологическое просвещение
- Взаимодействие с другими специалистами
С какими проблемами работает психолог в детском саду?
- это социальные ситуации: ребенок впервые идет в детский сад, развод родителей, смерть кого-то из близких, появление нового члена семьи, случаи сексуального или психического насилия над ребенком, серьезная болезнь ребенка или кого-то из близких людей, переезд на новое место жительства и т.д.;
- трудности в эмоциональном развитии: агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, и т.д.;
- возрастные особенности развития детей: кризис 3 –х лет, кризис 7 –и лет, ведущий вид деятельности и т.д.;
- страхи и тревожность ребенка;
- проблемы адаптации;
- проблемы общения со сверстниками;
- патологические привычки: кусание или грызение ногтей, сосание предметов и т.д.;
- уровень психических процессов (память, внимание, мышление) не соответствует возрасту ребенка;
- задержка психического развития, аутизм и др.;
- беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией.
К сожалению, невозможно решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада. Без участия родителей такая работа будет лишена всякого смысла. Именно поэтому важнейшим фактором, определяющим успешное решение проблемной ситуации является желание родителей взаимодействовать с психологом и педагогическим коллективом. Только совместная работа может привести к благополучному результату.
На страничке педагога-психолога вы можете получить консультации по вопросам:
- воспитания, обучения и развития детей от 1,5 до 7 лет;
- возрастных особенностей развития ребенка: кризис 3 –х лет, кризис 7 –и лет, ведущий вид деятельности и т.д.;
- адаптации ребенка в детский коллектив и образовательную среду;
- подготовки детей к школе;
- трудностей в поведении ребенка: агрессия, замкнутость, капризность, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, страхи и тревожность ребенка;
- проблем общения ребенка со сверстниками;
- не соответствия уровня развития психических процессов (память, внимание, мышление) возрасту ребенка;
- детско-родительских отношений.